Всероссийский научно-практический форум
«Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодёжной среде»

В рамках исполнения Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 – 2028 годы, в период с 05 по 07 ноября 2025 года Департаментом образования и науки города Москвы под эгидой Национального антитеррористического комитета состоялся в дистанционном формате Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде» (далее Форум).
Участникам Форума был предоставлен доступ к трансляции пленарного заседания, кейсов в виде круглых столов №1 и №2 и образовательного модуля. Представителем на Форуме от Жигаловского муниципального округа была зарегистрирована Усольцева Валентина Дмитриевна, ведущий специалист управления образования.
На пленарном заседании представители аппарата Национального антитеррористического комитета (далее НАК), Минпросвещения России и Росмолодежи рассказали об установках по совершенствованию организации деятельности, в том числе были даны рекомендации по повышению результативности мероприятий по противодействию идеологии терроризма. На примере опыта Росмолодежи были раскрыты вопросы, связанные с организацией и сопровождением проектов, нацеленных на противодействие распространению идеологии терроризма среди студентов ССУЗов и школьников. В ходе работы кейсов эксперты презентовали лучшие свои практики и обсудили предложения по преодолению существующих проблем. Опытом работы в борьбе с диверсионно-террористическим вовлечением подростков поделились Челябинские представители системы профилактики. Демонстрация методического обеспечения по предотвращению вовлечения несовершеннолетних в диверсионно-террористическую деятельность подготовленных Московским городским университетом новых методик наполнения воспитательных мероприятий с антитеррористическим содержанием, а также с учётом медико-психолого-педагогических особенностей личности учащихся организации тренировок и учений по действиям при угрозе либо совершении террористических актов. Форум прошёл в режиме онлайн-трансляции https://forum.mgpu.ru/ .

Круглый стол 1. Тема круглого стола «Воспитание и правовое просвещение как инструменты профилактики совершения обучающимися диверсионно-террористических актов». Здесь были обсуждены актуальные вопросы профилактики вовлечения несовершеннолетних в диверсионно-террористическую деятельность. Акцент был сделан на работу правоохранительных органов по правовому просвещению учащихся в отношении уголовной ответственности за диверсионно-террористическую деятельность. Была затронута тема утренних занятий «Разговоры о важном» в школе историко-патриотической направленности и другие форматы воспитательных мероприятий антитеррористической направленности. Общественная организация «Движение первых» поделилась планами, перспективами, опытом работы с обучающимися и молодежью, с применением колоссальных материальных и других ресурсов, предоставленных движению государством, в целях профилактики идеологии терроризма в детской и молодёжной среде, так же были обозначены проблемные вопросы. Также были затронуты вопросы советников директоров и их роли в системе профилактики.
Круглый стол 2. Тема круглого стола «Организация индивидуальной профилактики обучающимися, подверженными воздействию идеологии терроризма или подпавшими под его влияние». Здесь был представлен опыт работы Министерства образования и науки республики Северная Осетия-Алания по организации диагностики деструктива и индивидуальной профилактики с использованием психолого- педагогического мониторинга.
Учебно-методическая секция. Учебно-методическая секция была посвящена вопросам организации органами управления образованием деятельности по противодействию идеологии терроризма. Спикеры рассказали участникам секции об опыте формирования компетенций по противодействию идеологии терроризма у советников по воспитанию и педагогических работников в рамках реализации программ повышения квалификации. Обсудили учебно-методические аспекты повышения квалификации педагогических работников
по направлению противодействия идеологии терроризма в детской и подростковой среде. В процессе дискуссии обсудили роль медиа в формировании иммунитета к воздействию идеологии противника.
Образовательный модуль был разделён на четыре блока, а именно:
Тема 1. В блоке «Формирование поведенческих моделей жизнестойкости» раскрываются аспекты способности личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности, рассматриваются содержательные компоненты проявления жизнестойкости детей и подростков.
Тема 2. В блоке «Эмоциональный интеллект» представлено описание способности детей и подростков распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими. Анализируются некоторые ключевые навыки, которые составляют эмоциональный интеллект: самоосознанность, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки.
Тема 3. Блок «Копинг-стратегии» посвящен методам и техникам, которые используются для решения жизненных трудностей с учетом возрастных особенностей личности. Формируемое совладающее поведение помогает адаптироваться к сложным обстоятельствам и управлять эмоциональным состоянием.
Тема 4. Блок «Попавшие в сети» создан в коллаборации Московского городского, УБК МВД России и команды «Лента.ру». Представленный материал позволяет понять, как граждан России склоняют к диверсиям и терроризму, как устроена вербовка в сети, кто стоит за множеством чатов и Telegram-каналов, вовлекающих жертв в диверсии, и как защититься от манипуляторов.
Ведущий специалист управления образования В.Д.Усольцева. |