Буклет для родителей "РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В 8-Х КЛАССАХ"
В настоящее время в Российской Федерации сформирована Единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.
Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.
Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – национальный единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года. Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.
Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).
Кроме того, Россия принимает участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха.
Оценку знаний учащихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей.
Региональным координатором проведения мониторинговых исследований, направленных на оценку качества образования в Иркутской области, является ГАУ ДПО ИРО.
Муниципальным координатором проведения исследований, направленных на оценку качества образования в Жигаловском районе, является управление образования администрации МО "Жигаловский район"
Международные исследования
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 90-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment).
Международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Исследование PISA проводится трехлетними циклами. Иркутская область принимала участие в исследовании в 2000, 2003, 2006, 2012, 2015 и 2018 гг.
TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study).
Международное сопоставительное исследование качества и тенденций в математическом и естественнонаучном образовании. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Национальным центром проведения исследования TIMSS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественнонаучным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики.
Исследование проводится один раз в четыре года. В 2019 году проводится седьмой цикл исследования, предыдущие циклы проходили в 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 и 2015 гг. Иркутская область принимала участие в каждом их циклов исследования.
PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study).
Международное сопоставительное исследование читательской грамотности. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Национальным координатором реализации исследования PIRLS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет. К настоящему времени проведено четыре цикла, в каждом их которых принимала участие и Иркутская область: в 2001, 2006, 2011 и 2016 гг., 2021 г.
Всероссийские проверочные работы
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.
Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.
Участие школы в ВПР-2020 для 4, 5, 6 и 7 классах является обязательным, для 8 и 11 классов – по решению школы. В Иркутской области в ВПР-2019 приняли участие 115 тысяч обучающихся из 843 общеобразовательных организации всех форм собственности.
Национальные исследования качества образования
С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
В октябре 2019 года Рособрнадзор проводит НИКО по технологии в 5 и 8 классах, в котором примут участие 12 общеобразовательных организаций из нашего региона.
Актуальная информация о проекте размещена на сайте НИКО https://www.eduniko.ru/
ДИАГНОСТИКА УУД
Диагностика сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) в рамках проектной деятельности для обучающихся 7 класса общеобразовательных учреждений района (далее диагностика) проводится в соответствии федеральным образовательным стандартом основного общего образования, на основании распоряжения министерства образования Иркутской области о проведении мероприятий, направленных на исследование качества образования в Иркутской области
Назначение диагностики – выявить текущий уровень сформированности регулятивных и коммуникативных УУД в рамках проектной деятельности обучающихся 7-х классов общеобразовательных организаций Иркутской области.
Задание диагностики направлено на определение степени сформированности УУД в соответствии с п. 1.2.4 Примерной основной образовательной программы.
Диагностика проводится по утвержденному графику, я вне предмета, вне класса и вне школы. На выполнение работы даётся в среднем 8 дней. Ученик сам выбирает время и место выполнения задания
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Указана тема проекта (да/нет)
Указано не менее двух обоснований для вывода (да/нет)
Сформулирован вывод в соответствии с приведенными обоснованиями (да/нет)
Текст обоснований адаптирован для презентации (сокращен и структурирован) (да/нет)
Для каждого тезиса указана ссылка на ресурс в сети Интернет (да/нет)
Слайды (кроме титульного) содержат заголовки (да/нет)
Выполнены рекомендации к оформлению презентации (выдержаны шрифты, цветовое решение, количество слайдов) (да/нет)
Удержана ли задача диагностики (да/нет)
Анализ результатов диагностики УУД 2019 г.
ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия и важным показателем качества образования. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
В декабре 2020 г в 2-х общеобразовательных организациях Жигаловского района прошла диагностика функциональной грамотности (ФГ). С результатами можно ознакомиться здесь
На платформе "Электронная школа" https://fg.resh.edu.ru/ создан банк данных тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности по направлениям (читательской, математической, естественнонаучной) для обучающихся 8-9 классов, что дает возможность прохождения тренировочной работы в режиме реального времени, проверки работ экспертами.