О введении обновлённых ФГОС начального общего образования и Основного общего образования с 1 сентября 2022
С 1 сентября 2022 года во всех школах Российской Федерации будут вводиться обновлённые ФГОС
Обновлённые ФГОС предполагают:
1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.
2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.
3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Министерством просвещения утверждены обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать обновлённые ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновлённым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В обновлённых стандартах уделено внимание в т.ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.
Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с 1 сентября 2022 г.
Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с обновлёнными ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу приказа, с согласия их родителей (законных представителей).
Разработаны и утверждены примерные образовательные программы основного и начального общего образования , с примерными программами можно ознакомиться в государственной информационной системе на сайте https://fgosreestr.ru.
Для педагогов, педагогических работников разработаны рабочие программы по предметам.
Структура рабочей программы включает в себя: пояснительную записку, включающую цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане; содержание образования (по годам обучения), планируемые результаты освоения рабочей программы; личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета); предметные (по годам обучения); тематическое планирование (примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся).Все программы размещены на сайте: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Каждый учитель-предметник может разработать рабочую программу по предмету используя, «Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Размещена видеоинструкция по работе с конструктором рабочих программ. https://edsoo.ru/constructor/
«Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя
1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.
О введении обновлённых ФГОС среднего общего образования с 1 сентября 2023 года
С 1 сентября 2023 года старшеклассники перешли на обучение по обновленным ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденным приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022 года № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 года, регистрационный номер 70034.
Обновленный ФГОС среднего общего образования определяет список учебных предметов, обязательных для изучения на базовом или углубленном уровне. При этом родной язык, родная литература, второй иностранный язык могут изучаться по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся.
В стандарте сформулированы максимально конкретные требования к предметам школьной программы уровня среднего общего образования, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит?
ФГОС среднего общего образования также обеспечивает личностное развитие школьников, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированных на уровне ФГОС, повысят прозрачность образовательной деятельности школы. Создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.
ФГОС СОО на одного школьника за 2 года обучения предусматривается не менее 2170 — 2516 часов (не более 37 часов в неделю). Занятия могут проводиться по 5-ти или 6-ти дневной недели.
Учебный план определяет учебную нагрузку, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей. Предусматривается обязательное изучение следующих учебных предметов на базовом или углубленном уровне:
русский язык, литература, родной язык и (или) государственный язык республики РФ, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Не менее двух учебных предметов учащиеся должны изучать на углубленном уровне в зависимости от выбранного профиля обучения.
Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей образовательной организации.
Второй иностранный язык может изучаться по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий.
В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной организацией. Обучающиеся будут выполнять индивидуальные итоговые проекты.
Школам предоставлено право формирования индивидуальных учебных планов (на базовом или углубленном уровне) обучающихся, учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), которые должны содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 утверждена федеральная образовательной программы среднего общего образования http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220051 В федеральной основной общеобразовательной программе среднего общего образования представлены варианты учебных планов для формирования каждой образовательной организацией учебного плана одного или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального, в том числе индивидуальных учебных планов.
Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах предусматривают замену учебного предмета «Физическая культура» на учебный предмет «Адаптивная физическая культура»; включение во внеурочную деятельность занятий по Программе коррекционной работы, могут предусматривать изучение всех учебных предметов на базовом уровне.
Нормативные документы по введению обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО в Муниципальном образовании «Жигаловский район».
I. Организационные мероприятия
1. Издан приказ о создании рабочей группы и утверждении плана (дорожной карты по введению обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО). (Состав муниципальной координационной группы)
2. Разработан план (дорожная карта по введению обновлённых ФГОС).
3. Проведены методические совещания с руководителями образовательных организаций.
-Совещание заместителей руководителей ОО
-Совещание руководителей образовательных центров "Точка роста"
4. Апробация примерных рабочих программ учебных предметов региональной пилотной площадкой.
II. Создание нормативного обеспечения реализации обновлённых ФГОС
Региональный план мероприятий введения обновлённых ФГОС на территории Иркутской области
План (дорожная карта) по введению обновлённых ФГОС ООО и ФГОС НОО с 1 сентября 2022 года
Изменения в обновлённых ФГОС НОО и ООО
Карта мониторинга готовности образовательных организаций к введению обновлённых ФГОС в 1 и 5 классах
III. Методическое сопровождение
Памятка для родителей ФГОС СОО
Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ
"Научно-методическое сопровождение ФГОС" В.С. Басюк
"Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации" Д.А. Метелкин
Обновленный ФГОС НОО: успех каждого ребенка" А. П. Мишина
"Научно- методическое сопровождение ФГОС" Т. В. Суханова
Методические рекомендации по отдельным вопросам реализации ФГОС НОО
Методические рекомендации по реализации ФГОС ООО
Методические рекомендации по составлению расписания НОО
Методические рекомендации по составлению расписания
Модели сетевого взаимодействия с целью синхронизации ООП и ПДО на базе ОО, ДОП, центры «Точка Роста»
Памятка для руководителей школы по внесению изменений в локальные акты образовательных организаций
Критерии готовности образовательных организаций к введению ФГОС НОО и ООО
IV. Мониторинг реализации дорожной карты и готовности ОО к введению обновленных ФГОС
Аналитическая справка по мониторингу сайтов образовательных организаций
Чек-лист повышение квалификации
Чек-лист готовности образовательной организации к введению федеральных образовательных программ
Чек-лист приведения основных общеобразовательных программ школ в соответствие с ФООП
Информационная справка по результатам собеседования с административными командами ОО