Всероссийский научно-практический форум
«Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодёжной среде»

В рамках исполнения Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 – 2028 годы, в период с 13 по 15 ноября 2024 года в Департаментом образования и науки города Москвы под эгидой Национального антитеррористического комитета состоялся в дистанционном формате Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде» (далее Форум). Участникам Форума из числа руководителей и специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием и молодежной политики, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, центров психолого-педагогической помощи был предоставлен доступ к трансляции пленарного заседания, секций и образовательного модуля. Представителем на Форуме от муниципального образования «Жигаловский район» была зарегистрирована Усольцева Валентина Дмитриевна, ведущий специалист управления образования. На пленарном заседании представители аппарата Национального антитеррористического комитета (далее НАК), Минпросвещения России и Росмолодежи рассказали об установках по совершенствованию организации деятельности, в том числе были даны рекомендации по повышению результативности мероприятий по противодействию идеологии терроризма. В ходе работы секций эксперты презентовали лучшие свои практики и обсудили предложения по преодолению существующих проблем. Обучающим модулем явилась демонстрация подготовленных Московским городским университетом учебных фильмов, раскрывающих методики наполнения воспитательных мероприятий с антитеррористическим содержанием, а также психолого-лингвистические особенности организации тренировок и учений по действиям при угрозе либо совершении террористических актов. Форум прошёл в режиме онлайн-трансляции https://forum.mgpu.ru/ .
Секция 1. Роль и место семьи в жизни ребёнка «Крепкая семья, взаимопомощь, взаимопонимание» (Соколов Максим Сергеевич, Центр психолого-педагогической помощи) Общая профилактика: первичное своевременное выявление; своевременное оказание помощи, формирование нравственного мировоззрения; коммуникативных явлений; укрепление убеждений – нет безвыходных ситуаций; любая ситуация (проблема) имеет своё решение, возможно к ней нужно зайти с другой стороны. Принцип: помогая другим – помогаешь себе.
Секция 2. «Общепрофилактические мероприятия по противодействию идеологии терроризма в молодежной среде» (Павленко Сергей Александрович, УФСБ).
Секция 3. «Профилактическая экосистема» (Торнов Павел Юрьевич, Центр «Контакт»). В экосистему профилактики экстремизма подпадают около 40 000 человек в год. Это лица из молодёжных «групп смерти» (сейчас уже не актуальна), квадроберы (2 года назад о них ещё ничего не было известно) и другие. Системность работы заключается в экологичности, актуальности, интерактивности, референтности, мультиформности. Для несовершеннолетних из групп риска, направленных органами системы профилактики, организуются профилактические летние сборы в 4 смены (по 19 дней). За 6 лет работы охвачено 1400 человек. За время профилактики со многими детьми устанавливается контакт, происходит переоценка ценностей и некоторые из них остаются в Центре и занимаются профилактическими мероприятиями сами.
Секция 4. «Развитие коммуникативности личности детей-инвалидов» (Сюрин Сергей Николаевич, директор МБОУ «Образовательный центр «СОЗВЕЗДИЕ». В стране наблюдается рост количества детей-инвалидов. С 2018 года увеличение: на 18% - дети с умственной отсталостью, на 70% - дети с психиатрическими отклонениями, на 3% - дети с задержкой психиатрического и речевого развития. Дополнительно в Центре создано коррекционное отделение с медицинской помощью для 6-8 классов, где дети получают не только образование, но и профессию. Основное профессиональное обучение по 4 специальностям: слесарь по ремонту АТС, повар, парикмахер, клининговая служба (уборщики).
Секция 5. «О субкультурах и рисках развития последователей субкультур» (Бутаков Никита Александрович, УФСБ). В настоящее время установлено 20 центров различных субкультур в реальной жизни и в социальных сетях. Важное отличие экстремистских групп от деструктивных групп: 1) криминальность субкультуры «АУЕ»-последователи с извращенной моралью, насилием по отношению к другим людям-преступная деятельность; 2) неонацистские группировки «МКУ» -маньяки, -культовые убийства людей неславянской внешности, сотрудников ОВД-угроза их жизни и безопасности; 3) последователи анархистов, террористов, дестабилизация общества, связь с националистами, нацистами, оккультизмом; 4) квадробинг (выявлен в сентябре 2024г)- субкультура из США (подражание животным, агрессивное поведение, нападение на людей (укусы, царапы)); 5) инцеллы (мужчины)- представители субкультуры, не могут завести взаимоотношения с женщиной, агрессия к женскому полу, насилие и нападение на женщин; 6) чайлдфри- представители субкультуры, отказываются от деторождения, отказываются от родительских обязанностей, чаялхелт -ненависть к детям.
Это основные и самые масштабные группы России. Профилактика: межведомственное взаимодействие, объединение усилий субъектов профилактики, гендерная идентификация ЛГБТ-сообществ, развивать критическое мышление, привлекать внимание к позитивным мероприятиям.
Однозначного решения проблемы нет. Большую роль играет формат подачи субкультур: онлайн-платформы, ещё красочней, ещё больше с доминирующей идеей деструктуризации общества.
Ведущий специалист управления образования В.Д.Усольцева. |