Введение федеральных образовательных стандартов начального общего образования в ОУ МО "Жигаловский район"
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования? (ФГОС НОО) В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Стандарт выдвигает три группы требований: 1. требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса; 3. требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: · должен обеспечивать: – единство образовательного пространства Российской Федерации; – преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования; · является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что ФГОС может утверждаться не реже одного раза в десять лет. ФГОС утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373[i]. Для обеспечения введения ФГОС необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям. · создание нормативного обеспечения введения ФГОС; · создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС; · создание организационного обеспечения введения ФГОС; · создание кадрового обеспечения введения ФГОС; · создание информационного обеспечения введения ФГОС; · создание материально-технического обеспечения введения ФГОС. Для обеспечения введения ФГОС НОО в управлении образования администрации МО «Жигаловский район»: - разработан и утвержден план-график введения ФГОС начального общего образования на 2010 – 2012 г; - установлены требования к приему муниципальных общеобразовательных учреждений к новому учебному году, обеспечивающих условия безопасного образовательного процесса, охраны здоровья обучающихся в соответствие с ФГОС, СанПиН ; - создан муниципальный консультационный пункт, призванный обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введения ФГОС. В состав муниципального консультационного пункта входят: 1. Кустова Н.А. – руководитель муниципального консультационного пункта, начальник отдела общего образования; 2. Волкова В.К. – специалист управления образования; 3. Рудых Е.Н. – руководитель районного методического объединения учителей начальных классов; - разработан план проведения муниципальных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам введения ФГОС начального общего образования. В рамках этого направления Захарчук Надежда Васильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ №1 им. Г.Г. Малкова, проводит мастер – класс по реализации системно – деятельностного подхода. В соответствии с планом работы запланировано 4 занятия по мастер – классу. Два занятия уже прошло, третье занятие состоится 22 апреля в МОУ СОШ №1 им. Г.Г. Малкова. Темами занятий стали основные вопросы ФГОС НОО: « Системно – деятельностный подход», «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников», «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе». Участниками мастер – класса являются учителя начальных классов всех образовательных учреждений Жигаловского района. - Организованы курсы повышения квалификации учителей начальных классов по проблемам введения ФГОС начального общего образования. В январе 2011 года Иркутский институт повышения квалификации работников образования провел курсовую подготовку учителей начальных классов по теме: «Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения» - Проводится широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. Отличительной особенностью нового образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», надпредметные действия». Для формирования универсальных учебных действий предусмотрена соответствующая отдельная программа – «Программа формирования универсальных учебных действий.» Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Для этого используют информационные и коммуникационные технологии. Опираясь на ИКТ, в школе строится информационно-образовательная среда (ИОС), в которой и осуществляется все необходимая деятельность по введению ФГОС. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ – компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД. Поэтому в Основную образовательную программу включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт? Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны учебные предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень. Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности? Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность – это образование в форме добровольных образований, в которых осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и педагогами как равноправными партнерами. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся. Стратегическое направление оптимизации системы предшкольного и начального общего образования, связанное с формированием универсальных учебных действий (общих учебных умений, метапредметных умений, обобщенных способов действий, «ключевых» умений), должно обеспечивать готовность и способность ребенка к овладению одной из главных компетентностей - «уметь учиться».
|