Введение федеральных образовательных стандартов начального общего образования С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования? (далее ФГОС НОО). В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Стандарт выдвигает три группы требований: 1. требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса; 3. требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: · должен обеспечивать: – единство образовательного пространства Российской Федерации; – преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования; · является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что ФГОС может утверждаться не реже одного раза в десять лет. ФГОС утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Отличительной особенностью нового образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (далее УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», надпредметные действия». Для формирования универсальных учебных действий предусмотрена соответствующая отдельная программа – «Программа формирования универсальных учебных действий». Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт? Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу начального общего образования: 1.личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, 2.ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; 3.метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, основу умения учиться, и межпредметными понятиями; 4.предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны учебные предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень. Нормативно-правовые документы 1. Федеральный уровень -приказ об утверждении и введении в действие ФГОС -приказ об утверждении ФГОС -приказ о внесении изменений в ФГОС 2. Региональный уровень -концепция развития образования в Иркутской области -планирование урочной и внеурочной деятельности -приказ о введении ОРКСЭ -материалы (формирование экологической культуры, здорового образа жизни) 3. Муниципальный уровень -концепция создания воспитательной системы в Жигаловском районе -приказ о подготовке введения ФГОС НОО -приказ о разработке основной образовательной программы -приказ о создании муниципального консультационного пункта -перечень локальных актов для составления ООП НОО -приказ о создании рабочей группы по проведению экспертизы МТО
План
введения
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования на 2012 – 2015 г.
№
|
Содержание
|
Дата
|
ответственный
|
Результат
|
Организационное обеспечение введения ФГОС
ООО
|
1
|
Разработка
анкеты для родителей (законных представителей) для изучения общественного
мнения о введении ФГОС ООО
|
2012
2013
|
Волкова В.К.
|
Анкета
|
2
|
Изучение
общественного мнения о введении ФГОС ООО
|
2012
2013
|
Волкова В.К.
|
Справка
|
3
|
Составление
договора между АМО «Жигаловский район» и УО о поэтапном внедрении ФГОС НОО,
ООО
|
2013
2014
|
Волкова В.К.
|
Договор о поэтапном внедрении ФГОС НОО, ООО
|
4
|
Утверждение
договора между АМО «Жигаловский район» и УО о поэтапном внедрении ФГОС НОО,
ООО
|
2013
2014
|
Волкова В.К.
|
Постановление об утверждении договора
|
Нормативно –
правовое обеспечение ФГОС ООО
|
1
|
Анализ
в ОУ системы условий реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС
(наличие и качество документа)
|
2012
2015
|
администрация
ОУ
|
справка
|
2
|
Разработка
системы условий реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС
(наличие и качество документа)
|
2012
2013
|
администрация
ОУ
|
ООП ООО
|
Читать далее
|